Юзабилити (от англ. usability — «возможность использования» или «полезность») — основной параметр, определяющий продуктивность и удобство пользования сайтом. На первое место ставится эффективность взаимодействия посетителей с интерфейсом. Цель любого коммерческого сайта — побуждение максимального числа пользователей к конкретным действиям: покупка товаров, заказ услуг, подписка на рассылку и прочее. Достижение этой цели во многом зависит от того, насколько удобно сайтом пользоваться. Современные технологи веб-разработки, инновации в сфере дизайна, реализация сложных алгоритмов — всё это не важно простым посетителям. Главное, чтобы интерфейс был интуитивно понятным, полезный контент занимал большую часть видимой области и не возникало чувства дискомфорта. Только в этом случае случайные гости страницы станут полноценными клиентами, вернутся на сайт снова и приведут своих друзей. Важность юзабилити для коммерческих проектов в интернете Согласно последним исследованиям, примерно 40% пользователей отказываются от повторного посещения сайта, если в прошлый визит испытали негативный опыт. Похожая ситуация наблюдается в сфере онлайн торговли: из-за неудобств интерфейса, пользователи не могут найти товар. Поэтому в половине случаев они делают заказ у конкурентов. Якоб Нильсен, известный специалист по юзабилити, подтверждает важность этой прикладной науки в вебе. По его словам, люди негативно относятся к сайтам, отличающихся сложным интерфейсом и медленной скоростью загрузки. Отсутствие терпения — особенность современного человека. Он не хочет изучать веб-страницу, учиться ей пользоваться или ждать, пока загрузятся все картинки. Ему нужно бегло просканировать контент и ухватить полезную информацию. И всё это за несколько секунд. Планирование юзабилити перед созданием сайта «Дружественность» закладывается на стадии разработки макета. Дизайнер должен иметь подробное техническое задание, чтобы создать не просто красивую картинку, а полноценный интерфейс, отвечающий всем критериям удобства. На этом этапе закладываются ключевые параметры грамотного веб-дизайна: интуитивно понятная, простая навигация по сайту; информация расположена именно там, где её ожидает увидеть пользователь; при форматировании текста учитываются правила типографики. Важно, чтобы соблюдался поток документа. Все составляющие веб-страницы, от графики до текста, должны образовывать одно целое. Необходимость юзабилити-тестирования Сложность планирования заключается в том, что разработчики не могут посмотреть на свой сайт глазами простого пользователя. Поэтому для поиска проблемных мест рекомендуется проводить специальные тесты. Статистика показывает, что качественные веб-старницы имеют хорошую посещаемость, а удобные интернет-магазины обладают высокой конверсией. Поэтому не стоит экономить на услуге. Низкий уровень юзабилити не только затормозит развитие сайта, но и снизит репутацию его владельцев в интернете. Простой пример — некачественный сайт крупного банка подрывает доверие клиентов. Видя наплевательское отношение организации к своему сайту, пользователи считают, что к их деньгам относиться будут так же. Пренебрежение юзабилити приводит к потере огромной доли потенциальных и реальных клиентов. Низкое качество сайта — гарантированный провал в интернет-бизнесе. Как тестируют юзабилити Существует 2 варианта определения удобства сайта: опрос среди потенциальной аудитории и поиск вариантов улучшения по обратной связи; привлечение специалистов из веб-студии. Первая методика обходится недорого или вообще бесплатно. Работа профессиональных тестировщиков оплачивается несколько выше. Многие компании стараются сэкономить на этом важном этапе, из-за чего теряют множество клиентов. Как работает специалист Опытные тестировщики используют 2 инструмента, которые показали наивысшую эффективность в этом вопросе: бумажный прототип; HTML-макет. Начинать работы по улучшению удобства следует как можно раньше. Для этого можно проанализировать сайты конкурентов и позаимствовать некоторые удачные приёмы. Во время проверки, необходимо ответить на 3 вопроса: зайдя на сайт, сможет ли пользователь быстро получить нужную ему информацию? понимает ли он, как пользоваться навигацией? сколько времени ему понадобится на уяснение общей структуры? Тестирование проводится многократно: на стадии разработки; сразу после запуска сайта; в течение некоторого периода после старта. Постоянный мониторинг позволяет своевременно устранять любые проблемы и откликаться на предложения пользователей, тем самым повышая юзабилити. Нужно учитывать изменение трендов в вебе и формирование новых привычек у посетителей. Только так удастся создать доверительные отношения и получить новых клиентов.b